• Будущее под надежной защитой

Около десятка статей закона об ОСАГО были изменены в угоду страховым компаниям

Борьба с так называемыми автоюристами набирает обороты. Накануне окончания своей ударной законотворческой пятилетки свою лепту в укрепление позиции страховщиков внесли депутаты Госдумы. Около десятка статей закона об ОСАГО были в очередной раз уточнены, перекроены и дополнены. Центробанк выразил радужную надежду, что эти меры помогут, наконец-то, навести порядок на рынке автогражданки.

Машину к осмотру! 
С 4 июля страховщики получили право вернуть потерпевшему заявление о выплате без рассмотрения в случае, если поврежденный автомобиль не будет представлен к осмотру в согласованную со страховой компанией дату. Результаты организованной самостоятельно, до подачи заявления, независимой экспертизы в расчет также приниматься не будут. Однако закон дает потерпевшему право на повторное обращение. Сроки осуществления страховой выплаты при этом будут исчисляться со дня повторного представления документов. 

Положение об обязательном предъявлении к осмотру поврежденного имущества было и в прежней редакции закона, однако в ней не было предусмотрено никаких санкций к автомобилисту за несоблюдение этого порядка. Отказ в выплате при таких обстоятельствах суды признавали незаконным, чем и пользовались недобросовестные автоюристы. 

До последнего времени они практиковали заключение договора с потерпевшим прямо на месте ДТП. Причем условия договора зачастую были кабальными для потерпевших: юристы имели право забирать себе все судебные издержки, неустойки и штрафы. Но кто у нас читает бумаги перед подписанием? 

Затем автоюристы делали самостоятельную оценку стоимости поврежденного имущества, причем стоимость ее проведения бессовестно завышалась до 10-15 тыс. руб. вместо общепринятых 5-7 тыс. руб. Документы об убытке отправлялись страховщику по почте. К этому моменту ремонт машины уже завершался, поэтому страховая компания лишалась возможности убедиться в объективности приведенных расчетов. 

Если учесть, что представители автоюристов ходят по судам чуть ли не ежедневно и не менее чем с десятком исков одновременно, то нетрудно представить, что суммы на счетах этих контор крутятся немалые. В 2015 году по оценкам Российского союза автостраховщиков (РСА) они отсудили у страховых компаний около 10 млрд руб. С начала 2016 года уже и Центробанк начал собирать информацию о размерах судебных выплат. По итогам I квартала четверть всех выплат по ОСАГО пришлась на судебные иски – 8,7 млрд. руб. 

В целях сокращения числа судебных тяжб о несогласии потерпевшего с размером страховой выплаты увеличен срок рассмотрения страховщиком досудебной претензии. Теперь он составляет десять дней вместо прежних пяти. У страховой компании будет время подумать – доплатить или идти в суд. 

Данные поправки в закон об ОСАГО, по мнению страховщиков, ограничат возможности автоюристов для манипуляций и ударят по их доходам. Как получится на практике – узнаем в ближайшее время. 

Однако ряд экспертов остаются уверенными в том, что большинство проблем породили сами страховщики. Для их решения нужно было всего лишь честно платить по убыткам, а не взывать о помощи к Верховному суду и требовать бесконечной заточки законодательства под свои интересы. 

Интернет – наше все 
Не забыли депутаты и про автомобилистов. В принятой редакции закона в очередной раз расширен перечень оснований для подачи страховщиком регрессного требования к лицу, причинившему вред. На заре обязательного страхования гражданской ответственности автовладельцев в законе было 6 таких пунктов, теперь уже – 10. 

Регресс – это возможность для страховщика вернуть обратно выплаченную потерпевшему сумму за счет виновника. Наиболее часто регрессные иски предъявлялись страховщиками к водителям, совершившим ДТП в состоянии алкогольного опьянения, без права на управление, а также не вписанным в полис. 

Два года назад всех участников ДТП, оформивших его по «европротоколу» обязали в течение 5 дней отправлять экземпляр «Извещения о ДТП» своему страховщику. Ко всем виновным в ДТП, кто не знал или забыл это сделать, закон разрешил предъявлять регрессные иски. И страховые компании уже с удовольствием пользуются этой поправкой для наполнения своих счетов. 

Теперь регрессные иски разрешили предъявлять и к тем страхователям, которые при покупке электронного полиса предоставят страховщику недостоверные сведения в целях необоснованного уменьшения стоимости страховки. При обнаружении обмана и наступлении страхового случая страховщик получит право предъявить к такому страхователю регрессное требование в размере произведенной страховой выплаты. Взыскать с него сэкономленную часть стоимости полиса можно будет и без наступления страхового случая. 

Кстати, после появления возможности приобретения полиса по Интернету в полный рост встала как раз обратная проблема: повальные ошибки самих страховщиков при введении в базу данных сведений о страхователе. То в названии улицы ошибутся, то цифру в водительском удостоверении исказят, а то и фамилию с именем исковеркают. Причем, сидя у компьютера, страхователю невозможно узнать, где в действительности «собака порылась». И вот когда автомобилист вводит свои достоверные данные, система ему попросту отказывает в получении электронного полиса! 

Однако бесконечные перебои в работе системы вперемешку с безответственными обещаниями руководителей все исправить привели к тому, что новая статья оказалась мертворожденной. До сих пор доля полисов ОСАГО, приобретенных по Интернету, не превышает 1% от общего числа заключенных договоров. Притом, что на организацию этого процесса потрачены сотни миллионов рублей. 

Огромный поток жалоб со всей страны заставил депутатов подкорректировать свою недавнюю новацию. С 1 января 2017 года каждый страховщик ОСАГО будет обязан обеспечить возможность заключения договора в виде электронного документа, если страхователь выразит такое желание. 

Более того, в законе появилось уточнение о том, что страховщики «обязаны обеспечивать бесперебойность и непрерывность функционирования своих официальных сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».