• Будущее под надежной защитой

Для нарушителей правил дорожного движения полис может подорожать примерно в 2–8 раз

Проработать возможность введения повышающего коэффициента в ОСАГО для злостных нарушителей в августе 2015 г. поручало правительство. Предложение включено в утвержденный премьером Дмитрием Медведевым план мероприятий, направленных на снижение смертности от ДТП. МВД и ЦБ должны подготовить доклад на эту тему в I квартале 2016 г. В новой стратегии развития финансового рынка ЦБ введение этого коэффициента запланировано на 2016 г.

Сейчас стоимость ОСАГО рассчитывается исходя из базового тарифа (3432–4118 руб.) с поправкой на ряд коэффициентов, учитывающих регион, мощность двигателя автомобиля, стаж и возраст водителя. Также учитывается коэффициент «бонус-малус» – аккуратным водителям он дает право на скидку, виновники же ДТП, напротив, платят повышающий коэффициент – до 2,45 в зависимости от количества ДТП. Но система «излишне мягкая <...> а сами повышающие коэффициенты невелики», говорится в отчете НААЦа.

НААЦ предлагает два варианта определения нового коэффициента. Если учитывать все нарушения, то при наличии 5–10 цена полиса ОСАГО может вырасти в 1,86 раза, 10–15 – в 2,06 раза, 15–20 – в 2,26 раза соответственно. Для группы 35 и более нарушений коэффициент может составить 3,04. «Подавляющее число договоров» при этой системе «будет приходиться на ячейку 5–10 нарушений», признает НААЦ.

Можно рассчитывать коэффициент только по серьезным нарушениям. Правда, к ним в докладе НААЦа причислены выезд на полосу встречного движения, проезд на запрещающий сигнал светофора и даже пересечение стоп-линии, но нет, например, вождения в нетрезвом виде. В этом случае коэффициент за пять нарушений может равняться 3,12, а максимальное значение (от 20 нарушений) может доходить до 8,29. Преимущество этого подхода в том, что он практически не повлияет на среднюю стоимость ОСАГО и будет распространяться на самых злостных нарушителей, считает НААЦ.

Для расчетов НААЦ использовал страховую статистику и данные МВД о количестве и составе нарушений ПДД. Правда, ее пока недостаточно для точного расчета коэффициента, пишут актуарии.

Пока преждевременно делать выводы по точному размеру коэффициентов, а также списку нарушений – нужно более детальное исследование, говорит исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев. «Но мы убедились, что люди, которые совершают систематические правонарушения, чаще попадают в ДТП, – считает он. – Злостных нарушителей не более 5% от всех автомобилистов, подтолкнуть их к более безопасному вождению может в том числе более высокая стоимость ОСАГО».